Total WarS Руководство Общий обзор Total War: Shogun 2

Общий обзор Total War: Shogun 2

День воина или возвращение тотального банзая

«Я пойду на всё, чтобы получить верховную власть над всей страной! Повсюду война. Она не прекратится, пока кто-нибудь не объединит наш народ, став верховным правителем, а до тех пор будут литься реки крови и расти горы трупов!»

Акиро Куросава «Тень воина»

Конишива, шинару юдзин! В смысле, здравствуйте дорогие любители суши, оригами, хайку и линейки исторических стратегий серии Total War! Радость, разделенная с единомышленниками — двойное счастье, а потому мы спешим поделиться с вами неизгладимыми впечатлениями, которые оставила в наших, закаленных бесконечными войнами, душах новая игра прославленной серии.

Сакура vs дуб или «англичане опять показывают японскую жизнь» ...

В далеком 2000 году, когда спрайты были последним словом игровых технологий, а слово «шейдер» считали китайским ругательством, небольшая компьютерная фирма из южноанглийского городка Хоршема (основан Юлием Цезарем, население 55 000 человек) до этого делавшая спортивные симуляторы, выпустила на свой страх и риск революционную во всех отношениях игру: пошаговую стратегию с масштабными тактическими сражениями, которая была посвящена средневековой Японии Shogun: Total War. Как быстро выяснилось, страхи оказались напрасными, а риск - вполне оправданным. Прошло одиннадцать лет, и студия The Creative Assembly, после триумфального шествия по полям сражений Древнего Рима, Средневековой Европы и Нового времени решила возвратммиться к истокам.

Нет ни малейших сомнений в том, что для разработчиков это — решительный шаг. После выхода «Наполеоники» многие поклонники серии жаловались на то, что исторический промежуток игры постоянно сокращается, а место действия ограничено одной только Европой, поэтому второй «Сёгун» - это не просто очередной этап в развитии серии, но и заявка на то, что потенциал линейки игр Total War для геймеров далеко не исчерпан.

Общий обзор Total War: Shogun 2

Путь в тысячу ри
Начинается с первого шага
Кликай на кнопку скорей!

Любезно предоставленная издателем игры в России "1С-Софтклаб"  нашему порталу, как крупнейшему русскоязычному ресурсу, посвященных историческим стратегиям, пресс-демо версия новой игры запускалась на самурайском компьютере Intel Core i5, 3.20 GHz, 4Gb, с видеокартой MSI N450GTS Cyclone, при этом сразу хотим отметить, что несмотря на достаточно средние характеристики для современного геймерского агрегата, никаких тормозов не наблюдалось даже в самых многолюдных сражениях Total War: Shogun 2.

Вступительный видеоролик, полностью сделанный на игровом движке, начинается с идиллической картины. Два самурая в полном доспехе, стоя на берегу реки, любуются закатом и наблюдают за приближением вражеских кораблей, доверху набитых вооруженными до зубов врагами. Убедившись, что незваные гости прибыли явно не для мирных переговоров, дозорные садятся на лошадей и скачут в сторону здоровенного и до предела атмосферного замка. Следующий кадр демонстрирует высадившуюся на берег армию, которая марширует к замку, естественно через рощи цветущих сакур. Навстречу противнику из ворот выползает на вылазку войско защитников. Армии начинают сходиться, закручивается красочное боестолкновение и ... игроку демонстрируется логотип Creative Assembly, вслед за которым на экран монитора, радуя глаз оформлением в стиле японских средневековых рисунков, выплывает стартовое меню.

Фудзияма с высоты птичьего полета

На дворе 1565 год. На Руси Иван Грозный вводит опричнину, крымский хан  Девлет-Гирей сражается с запорожцами, в Испанию из Нового Света завозят диковинные декоративные цветы: подсолнухи, помидоры и картофель, английская королева Елизавета выдает патент пирату Френсису Дрейку, а незалежные сёгуны феодально-раздробленной Японии, почти не контактируя с остальным миром, увлеченно играют в старинную национальную игру: «Захвати земли соседа». В Стране Восходящего Солнца две власти: император-микадо, следящий за соблюдением древних традиций и самурайские кланы, в руках которых была сосредоточена реальная сила. Как во всех играх серии Total War, в Shogun 2 игроку предстоит, возглавив один из таких воинственных кланов, объединить Японию под одной (естественно, своей) твердой рукой. Что, как обычно, достигается эффективным топ-менеджментом, изощренной дипломатией, военным искусством  и воинской доблестью.

Общий обзор Total War: Shogun 2

Хмуро глядит полководец
Двигает войско по карте
Не до уроков ему …

Как уже говорилось, на разрыв пишущей братии были выданы несколько битв и тренировочная кампания, с которой и было, собственно начато тестирование. Первое, о чем просто нельзя не упомянуть, говоря о графическом оформлении Total War: Shogun 2 - Япония здесь вылезает буквально из всех щелей. Элементы меню — от пиктограмм до шрифтов, японизированы на сто двадцать процентов, цветущие сакуры настолько атмосферны, что хочется самому заговорить по-японски, а рисованные заставки, позволяющие скоротать время загрузок, приведут в ностальгический трепет любого завсегдатая якиторий и суши-баров. Непонятно, как это удалось дизайнерам, но даже горы в игре, и те выглядят исключительно японскими ...

Тренировочная кампания разворачивается на острове Сикоку (четвертом по размеру в Японском архипелаге). Моточика, даймё (глава клана) Чосокабэ, возвращается с войны в родные пенаты. Затяжная венедетта с кланом Мотояма оставила нашего героя почти без армии - в его распоряжении только личная охрана и отряд всадников-катана, с которыми ему предстоит пройти нелегкий путь к заветному титулу сёгуна - военного правителя всей Японии.

Глобальная карта радует детальной и четкой прорисовкой, а особенно новой и очень полезной фичей — полностью управляемой камерой, которая позволяет мониторить всю доступную территорию, изменяя ракурс и высоту. Однако обещанная разработчиками «уникальная погода» выглядит не особо впечатляюще: четыре времени года отличаются разве что световыми эффектами да едва заметными изменениями земной поверхности.

Мини-карта расположена в правом верхнем углу, под ней теперь имеется новое, до предела минимизированное меню управления кланом (вкладки с ивентами, сведениями о клане, о флоте, армиях, агентах, поселениях и заданиях)

В нижней части экрана информационная панель: ход, время года, год, а также вкладки технологий, сведений о клане, дипломатии, финансов, казны, налогов и количества еды.

Хозяйственная деятельность, то есть управление провинциями на глобальной карте, упростилась благодаря удобному и хорошо продуманному интерфейсу. Панель одна на всех (замок и его постройки, дороги и деревушки). В каждой провинции есть свои ресурсы, в зависимости от которых развиваются здания, где есть лошади, там можно нанимать кавалерию, где камень — продвинутый замок и т.д. Можно строить несколько зданий одновременно, хватило бы наличности. Кстати, важно отметить, что во втором «Сёгуне» появились деньги, роль которых в первой выполнял рис. Хотя универсальная валюта японии, в которых измерялись тогда доходы, не потеряла своего значения и сейчас, постройка рисовых ферм и прокладка к ним дорог - одна из важнейших задач правителя.

Экономика игры на первый взгляд представляется хорошо сбалансированной и, что немаловажно, неплохо отражает особенности выбранной эпохи. Обучение воинов вылетает в копеечку, население не терпит произвола и бунтует при первом удобном случае, а затяжные походы, не обеспеченные урожаями и торговлей, как правило, заканчиваются плачевно.

Торговля хорошо продумана и отлично анимирована. Самый большой доход, судя по всему, приносят прибрежные фактории, они же , если верить энциклопедии, будут служить источником “импортного” европейского оружия. Да-да, не будем забывать, что на дворе шестнадцатое столетие, начало огнестрельной эпохи, а потому у вездесущих купцов-христиан можно будет разжиться пушками и аркебузами. Есть возможность создавать собственные торговые пути и перекрывать своими войсками “кислород” для противника, однако на суше такое действие дополнительного дохода не приносит.

Расширилась и оживилась дипломатическая деятельность которая иногда позволяет выкрутиться из самого безвыходного положения.  Теперь торговые договоры и военные союзы в Total War: Shogun 2 можно закреплять женитьбой и заложниками.

Каждый мнит себя сёгуном, видя бой со стороны.

Что доставляет по-настоящему, так это сражения: от геймплея до визуального ряда. Юниты одного отряда наконец-то перестали быть клонами-близнецами и обрели индивидуальность - от анимации до мимики. Доспехи и оружие детализированы до такой степени, что приблизив камеру к самурайским штанам, можно разглядеть на них вышитые узоры …

Управление боем стало удобнее. Кнопки отрядов снабжены легко распознаваемыми пиктограммами и располагаются в один ряд. По наведению мыши на пиктограмму появляется всплывающее окно с его характеристиками и возможностями.

Наглядная и информативная мини-карта располагается в правом верхнем углу. Рядом с ней размещены и кнопки управления режимом игры (ускорение, пауза и т.д.), там же находится индикатор времени до конца битвы и информация о соотношении сил.

Общий обзор Total War: Shogun 2

Сверкают в лучах катаны
Умирает под сакурой воин
Как и прежде, рулит DirectX

Над панелью отрядов располагается панель способностей отрядов, такие как огненные стрелы, спешится/оседлать лошадей, стена копий и пр.

В нижнем левом углу (сбоку от панели отрядов) расположен портрет генерала, который в случае его гибели заменяется изображением надгробного памятника.

Искусственный интеллект совершенно явственно «поумнел». Отряды научились грамотно маневрировать. К примеру конница часто практикует фланговый обход, который позволяет атаковать лучников, прикрытых обороняющейся пехотой. Анимация юнитов стала не просто разнообразной, но очень богатой. Теперь бойцы используют море разнообразных приемов, от простого колющего удара до сложных разворотов и выпадов «катаной из-за спины». Однако и этого разработчикам показалось мало - бойцы противоборствующих кланов — от простой пехтуры до элитных самураев, не только эффектно сражаются , но эффектно и умирают. Падают как подкошенные, опираются на руки и, даже порой корчатся на земле в предсмертной агонии.

Кавалерия обрела способность спешиваться не только при гибели лошади, но и по команде игрока. При этом ссаживать своих воинов из седла и возвращать их обратно может не только ваш полководец, но и компьютер. Будьте теперь готовы к тому, что в критические моменты штурма, вражеский генерал со своими телохранителями спрыгнут с коней на землю и присоединятся к штурмующим стены.

Что еще удивило - предательство союзников прямо на поле боя Total War: Shogun 2. Пока еще неясно, будет ли подобное происходить в свободной игре, но в учебной кампании приданные к армии чужие отряды вполне могут перейти на сторону врага.

В самом геймплее полевых сражений ничего особо революционного замечено не было. Что, положа руку на сердце, не может не радовать. Десять лет развития серии, наработанный разработчиками опыт и последние версии наглядно показали, что лучшее-враг хорошего, а потому наши “творческие сборщики” (так можно дословно перевести с английского название фирмы) сосредоточились на совершенствовании управления и развитии искусственного интеллекта.

Баланс юнитов в игре классический: кавалерия выносит стреляющую пехоту, стрелки причесывают копейщиков, а под их защитой и всадников, копейщики, в свою очередь, могут сдерживать кавалерийские удары. К проблеме “элитных армий” разработчики подошли творчески и очень исторично - теперь укомплектовать войско одними лишь конными монстрами такеда-яри и пешими мечниками-самураями не получится по той простой причине, что их содержание быстро съест весь бюджет вашего клана.

Генералы или, как правильнее, военачальники, вернулись в геймплей во всей красе и неповторимости, и теперь играют большое, порой решающее значение в бою и мирном строительстве. Кланово-фамильная система выдвижения и воспитания будущих героев сражений напомнила ту, которая была в Rome Total War.  Можно назначить на должность одного из родственников, после того как он достигнет совершеннолетия или принять на службу сына одного из просителей-дайме, отвалив его отцу круглую сумму в тысячу золотых обанов. Если отпрыск проявит себя с лучшей стороны, его можно будет усыновить и сделать полноценным членом своего клана. Небезызвестный афоризм “кадры решают все” во втором сёгуне актуален как никогда - хороший военачальник или администратор - товар штучный, добывается с трудом, а теряется легко, потому тщательно подобранную и с трудом выращенную клановую номенклатуру нужно беречь, как зеницу ока.

Суши и весла

Наличие в феодальной Японии периода Муромати военно-морского флота с точки зрения исторической вопрос, мягко выражаясь, дискуссионный. Однако мы отлично понимаем разработчиков, которые не желая обделить игроков лишь недавно появившимися  в линейке Total War  тактическими  морскими сражениями, сделали их, пусть фентезийными, но очень стильными, атмосферными и играбельными

Линейка морских юнитов внушительна - игроку в полной версии будет доступно двадцать два “размера” парусных и весельных плавсредств, от шлюпки до галеона, а вдобавок еще и три типа торговых судов. Помимо транспортных функций - перевезти войска через пролив, пройти морем вглубь вражеской территории, десантироваться и напасть с тыла, флоты способны также и сражаться друг с другом.

За неимением японских прототипов, корабли по внешнему виду скорее монголо-китайские, а самые крупные парусно-весельные экземпляры больше напоминают стилизованные “под восток” испанские галеоны.

Общий обзор Total War: Shogun 2

Дремлет морская гладь
Боцман готовит суши
Замерла чуткая мышь

Выбор методов боевых действий в представленной демке невелик - перестрелки лучников и абордажные сражения, хотя логично предположить, что в полной версии будут доступны пушки и мангонелы. Пока что самым эффективным оружием в морском бою являются огненные стрелы, которые можно получить, прокачав соответствующую технологию. Вспомогательная роль флота подчеркивается в предоставленной демо-версии буквально на каждом шагу. Построить флот непросто, содержать дорого, уговорить пойти в бой - сложно. Вот чем с удовольствием и без особого распоряжения будут заниматься ваши адмиралы, так это откровенным пиратством.

Те, кто ожидает масштабных морских баталий, где можно во всей красе проявить свои флотоводческие таланты, вероятно будут разочарованы - но не самурайское это дело, морскую воду хлебать. Управление сражением практически такое же, как в "Империи2", разве что появилась новая кнопка "Warcry" (вероятно, боевой сигнал, повышающий мораль у солдат). Таранить противника, как ни пытались, не удалось: корабли отворачивают и норовят притереться борт-к-борту. Утопить корабль врага тоже не получилось. Подожженный залпом огненных стрел супостат горел весело и задорно, развлекая зрителей прыгающим за борт экипажем, но упорно оставался на плаву. В общем, разработчики, к счастью, не увлеклись и не превратили игру в “японских корсаров”, за что им, по большому счету, спасибо. Тем более что все имеющиеся ограничения с лихвой окупает до предела кинематографичный визуальный ряд - очень красивая и почти совсем настоящая вода, живописнейшая береговая черта и даже парящие в небесах птички ...

“Отокумо” - значит “спайдермен”

Замки, которые будущим игрокам, как главам враждующих самурайских кланов, придется осаждать или защищать, как и все остальное в игре - японские до полного оригами. Располагаются они на возвышениях, насыпях и холмах, имеют низкие стены с длинными и узкими, как глаза у жителей Страны Восходящего Солнца, бойницами.  В крепостях имеются постоянные гарнизоны. Помимо индикатора заполненности войсками, имеется также серая линия, показывающая число охранников, которые доступны только во время штурма. Их число и уровень зависит от уровня прокачки крепости.

Общий обзор Total War: Shogun 2

Скрипят, открываясь, ворота
Комендант готовит сёппуку
Кровь заливает экран

Тараны, осадные башни и лестницы в энциклопедии не заявлены, а потому привычные по “Риму” и “Медиевалу” тактические приемы здесь не работают, превращая лобовой штурм крепости в дело кровавое и малорезультативное. Пехота, посланная на штурм, делает это по-спайдерменски, то есть просто карабкается на стены и насыпи, где гибнет во множестве под градом вражеских стрел, время от времени развлекая игрока живописными падениями.

Завоеванный замок, в зависимости от общей стратегической ситуации, можно разграбить или же оккупировать, присоединив крепость и прилегающие к ней земли к своим владениям.

Критерии взятия замка прежние - уничтожить или обратить в бегство всех защитников, либо взять под контроль и удержать площадку, обозначенную флажками. Лобовой штурм стен приводит к огромным потерям, поэтому  основной стратегической целью являются крепостные ворота. Их можно открыть с помощью засланного агента-ниндзя, либо забравшись на стены и взяв под контроль надвратные укрепления, после чего можно задействовать кавалерию.

Но, как показала практика, самым реальным и, как ни странно,  дешевым способом захвата вражеских замков является длительная (около года) осада. Оставшись без припасов, защитники не упираются и довольно охотно открывают ворота. В полной версии игры заявлены трехуровневые замки, а также артиллерия, в том числе и огнестрел, так что будем надеяться, что осады в не-учебных компаниях  окажутся гораздо динамичнее и драматичнее тех, что были представлены в демо.

Последнее хайку

О чем еще нужно сказать , завершая обзор Total War: Shogun 2 ? Важно отметить, что в игре усилились элементы RPG - теперь все действующие на стратегической карте “личности” - военачальники, правители и агенты, приобретают свойства полноценных NPS-ов и имеют собственные деревья развития навыков и способностей. У каждого персонажа имеется индикатор набора опыта который можно накапливать и трансформировать в новые способности. К примеру в начале игры у генерала имеются две ветки развития “воин” и “стратег”, прокачав которые можно сделать доступными новые возможности.

Особой и, на наш взгляд, просто роскошной  фишкой новой самурайской стратегии, без всякого сомнения, стали агенты, которыми теперь активно пользуется ИИ-противник. Их много, они разнообразны и помимо того, что играют важную роль в стратегической составляющей игры. Кроме того как персонажи, все агенты  чрезвычайно колоритны, а анимированные ролики покушений сделаны с фантазией и здоровой иронией.

Агентов заявлено пять видов. Ниндзя (куда же без них), мицуки  и гейша, а также миссионеры и монахи. В одном населенном пункте  может находиться одновременно  не более трех агентов и они всегда видны на стратегической карте.

Ниндзя - самая разносторонняя личность: диверсант, разведчик и киллер в одном лице. Работает исключительно за деньги и в гонорарах не мелочится. После прокачки может стать агентом влияния - пробираться во вражескую армию и ослаблять ее боевой дух. Как уже говорилось, крайне полезен при штурмах, так как может открыть ворота.

Общий обзор Total War: Shogun 2

Битва подходит к развязке
Ниндзя достал сюррикены
Тихо скрипит жесткий диск

Мицуки - тайная полиция дайме. Проще говоря - контрразведка. Рекрутируется в торговых зданиях. Оберегает от покушений военачальников и умеет обнаруживать вражьих шпионов. Кроме того умеет подкупать гарнизоны и генералов противника.

Гейша — так как в демо-версии этот агент не представлен, можно только догадываться о том, какими возможностями наделят разработчики этих жриц восточной любви … Энциклопедия сухо отмечает , что они способны только вести разведывательную деятельность и убивать генералов, однако имеют начальный уровень способностей намного выше, чем у коллег-мужчин. Будем надеяться, что анимации, иллюстрирующие их активность, не переведут игру в категорию "21+" …

Особый вид агентов - христианские миссионеры и буддийские монахи, сражаются за души язычников-самураев.  Рекрутируются соответственно в буддийских и христианских культовых зданиях.  Монахи , размещенные в населенных пунктах, обращают в буддизм деревни, города и провинции. Они поднимают боевой дух собственной армии и деморализуют солдат противника. Также они помогают в борьбе с коррупцией и предотвращают подкуп. Миссионеры пытаются превнести в девственно чистые умы обитателей  Японского архипелага "тлетворное влияние Запада" или или, если угодно, "помочь заблудшим душам обрести спасение и принять Христа". Их функции в точности такие же,  как и у буддистов, однако вы, как правитель, избрав одну из религий, должны быть последовательны, так как конфессиональные трения могут отрицательно сказаться на ваших подданных.

О чем еще стоит упомянуть, предваряя многочисленные вопросы читателей? Пленных в игре брать нельзя. На месте важных битв появляется монумент. При нахождении армии в своей провинции отряды доукомплектовываются автоматически. Энциклопедия, доступная из любого режима игры, содержит исчерпывающие сведения как обо всех игровых аспектах, так и о японской истории. Лидер клана бессмертен, пораженный на поле боя, восстанавливается через ход в столице.

В общем и целом, впечатление от демо-версии осталось более чем благоприятное, а цветущие буйным цветом сакуры и сейчас, по прошествии нескольких суток после игры, все еще продолжают стоять в глазах.   Будем надеяться , что долгожданный релиз Total War: Shogun 2, с мультиплеером и размашистыми историческими кампаниями, станет главным событием игродельской весны (начало продаж заявлено на 15 марта 2011 г.), и порадует игроков еще больше, чем Napoleon: Total War и Empire: Total War.

Аната ва субараши, айсуру шиндза о сесей суру! Приятной вам игры, уважаемые единомышленники!

 

(с) 2011 Александр Трубников a.k.a Monfore, Андрей Горбунов a.k.a Buddha

 


try { var yaCounter48658 = new Ya.Metrika({id:48658, enableAll: true, webvisor:true,type:1});} catch(e) { }