barn,
Кроме простого перечисления имен было бы интересно почитать семейные истории в общих чертах. Кто чем занимался и т.д.
S.v.p.
Родители деда по матери – из нынешней Винницкой области (тогда, соответственно, Подольская губерния), село Китай-город. Прабабка – полячка из Дашева, отец её был мастером на сахарном заводе. Четыре раза замуж за жизнь выходила.
Прадед – второй её муж. Кузнец, огненно-рыжий. Подростком отличился тем, что украл винтовку у петлюровцев и обстрелял их в "казарме". Сам убежал, но отца его (по имени Яногар, что тоже заставляет задуматься о польских корнях) за сына запороли шомполами.
В 1932-1933 голодали, две сестры деда умерли, дед (1926 г.р.) выжил в основном потому, что был у отца любимым сыном, тот его как-то подкармливал.
Как-то зимой прадед вышел из кузни разгоряченный на мороз и умер от «воспаления мозга» (думаю, менингит).
Прабабушка ещё два раза была замужем, дожила до 92 лет, до последнего была в уме, силах и добром здравии. Я её, правда, видел только на фото. Всю жизнь гордилась,что она польская шляхетка. Рассказывали, что на её похоронах была польская дашевская община.
Родители бабушки по матери. Прадед, русский, родился и жил до революции в Тамбовской губернии, у его отца была шорная мастерская, где он с двумя сыновьями и работал. В Первую мировую сыновей забрали на фронт, а потом революция, Гражданская война (в РККА), там же вступил в партию.
Прабабушка - из нынешнего Красноармейского района Ставропольского края. Отец прабабушки имел мясную лавку, вроде бы раскулачили, её брат, чтоб спастись о раскулачивания-высылки, сменил фамлию. Старалась меньше об этом говорить-вспоминать. С её стороны у меня греки (скорее всего, понтийские; либо – сейчас думаю - какие-то православные черкесы – читал о таких, они тоже «греками» назывались вроде) - прабабушкина мать или бабушка была гречанка.
Родственники выдали её замуж за прадеда, из Ставрополья переселились на Кубань, в 1932-1933 тоже голодали, но никто хоть не умер.
Во время войны (наступление немцев на Кавказе) прадеду (как партийному) поручили перегонять колхозный скот через Кавказские горы (для ответов на неодобрительные вопросы "что, советскую власть догоняете?" они придумали легенду, что-де немцы раскулаченным землю возвращают, и они едут свою получить), но немцы оказались быстрее. Некоторое время жили в оккупации, один раз их ограбили черкесы из каких-то немецких полувоенных формирований.
Полукомический случай: во время оккупации прадед закопал партбилет, потом, уже в 60-70-е его кто-то откопал, отнес в местную партийную организацию. Так прадеда потом мурыжили-выговаривали за это: что не уничтожил партбилет, а закопал, типа, мог попасть к врагу и т.п. )))
После войны переселились в более «сытый» Донбасс в легендарный пгт Хацапетовка (нынешний Углегорск), где и жили в дальнейшем.
Родители деда по отцу из Черниговщины (с. Вороньки, нынешний Бобровицкий район). Знаю о них мало. Вроде бы предки прадеда были чумаками.
В 1941 дед, офицер-артиллерист, раненый попал в плен в составе окруженной группировки войск Юго-Западного фронта.
Немцы тогда массово местных отпускали/позволяли выкупать, родители деда его из лагеря для военнопленных выкупили.
В начале 1943, после разгрома под Сталинградом, в качестве «возмездия» (всем, кто хоть косвенно с советской властью связан – например, семье моего деда-офицера) либо же по подозрению в связях с партизанами – точно неизвестно – по спискам в селе были расстреляны и сожжены вместе с домами ряд семей. Деда, его родителей и двух сестер убили прямо в доме: забежали (вроде полицаи) и сразу стали стрелять – кто на пороге остался лежать, кого в комнате застрелили.
На том месте (где хата стояла) теперь вроде как братская могила – оградка и т.п.
Родители бабушки по матери жили в том же легендарном пгт Хацапетовка. Прадед – из донских казаков, но на коня не сел, так что сам казаком не был. По семейным легендам его дядя был вроде бы большой шишкой (казачий полковник или по типу того) и его застрелили красные в Новочеркасске.
Прадед, как уже говорилось, казаком не стал, а подался в Донбасс, где стал машинистом. Потом всю жизнь им и работал, в основном на дальних маршрутах (в Среднюю Азию и т.п.). Во время войны эвакуировал составы/паровозы от наступающих войск противника, семью же не успел/не смог вывезти, и они остались на оккупированной территории.
Прабабушка родом из «донецких степей», её родители жили на хуторе. Бабушка рассказывала, что её бабушка (моя прапрабабушка) была свидетельницей того, как проводили замеры на местности при проектировании железной дороги, в т.ч. и той же станции Хацапетовка (по местным легендам, как мне рассказывали, названа в честь какого-то татарского мурзы Хацапета вроде), т.е. жили они там ещё в «доиндустриальную эпоху» истории Донбасса. Девичья фамилия у неё колоритная была – Кобзарь.
Было у них шестеро детей, моя бабушка – старшая.
Во время войны прабабушка и пятеро её детей (в т.ч. моя бабушка с моим отцом) попали в оккупацию, их дом заняли для проживания итальянские солдаты. По воспоминаниям – веселые, дурные и бесшабашные люди (в основном, хотя всякие были). Все пели-танцевали. В общем-то, с этими итальянцами повезло, т.к. займи их станцию немцы, то все могло кончится весьма трагично для всей семьи из-за зятя – советского офицера (потому как «благожелатели» рассказать всегда найдутся – во всяком случае, те самые итальянцы об этом знали).