Погодите, погодите.Если Вы профессиональный историк, то на Вашем месте я бы не стал так решительно утверждать - "в 1921-23 никакой украинизации не проводилось". Украинизацию власти УССР проводили ещё с 1919 года. Разумеется, её масштабы совершенно несравнимы с коренизацией, но спор не о масштабах, а о наличии украинизации вообще. Полагаю, Вам известны эти факты:1919 г. - Третий Съезд Советов (УССР) принял постановление о преподавании в школах украинского языка, истории и географии Украины1920 г. - ВУЦИК принял декрет об украинском языке. Украинский язык введен как предмет в школах и введен в употребление в государственных учреждениях (наряду с русским).1922 г. - ВУЦИК утвердил "Кодекс законов о народном образовании" в УССР. Цитата оттуда "Украинский язык как язык большинства населения Украины, особенно на селе, и русский язык как язык большинства населения в городах и общесоюзная речь, имеют в УССР общегосударственное значение и должны излагаться во всех учебно-воспитательных заведениях Украинской Социалистической Советской Республики." Повторяю, масштабы несравнимы с последующей коренизацией, но напомню, что в РИ ничего подобного не было. Всего несколько лет назад (в 1916 г., например) не было никакого украинского языка в школах и в госорганах. И по сравнению с 1916 г. всё это было невиданной украинизацией.Поэтому и не было никакого конфликта с украинскими коммунистами. Почему? Потому что их всё вполне устраивало, устраивали текущие процессы.А вот если бы вдруг победила позиция Д. Лебедя и Х. Раковского, то вполне вероятно возник бы конфликт.Если конфликта не было в 1921-1923 гг., когда никакой украинизации не проводилось, откуда следует, что он в тех же самых условиях возник бы в 1924-м и далее?
Вообще-то я в свой фразе не утверждал, что массовые СМИ и всеобщая грамотность – это изобретение 2-й пол. ХХ в. Посмотрите внимательно: словосочетания "2-я половина 20 века" и "появление массовых СМИ" находятся в разных предложениях. Ещё раз (подробнее) растолкую сказанное мной. Итак. "Я там описывал вторую половину 20-го века. И смысл был в том, что с появлением массовых СМИ и всеобщей грамотности проводить ассимиляцию стало гораздо легче." Слово там означает мой пост про Украину (Одесская область), где я показывал, как во 2-й половине 20-го века в этом регионе менялась языковая ситуация, с приходом радио, ТВ и всеобщей грамотности. Речь шла только об отдельном регионе, как примере. Естественно, что в некоторых других странах массовые СМИ и всеобщая грамотность появились раньше, поэтому там аналогичные процессы шли ранее 2-й половины 20-го века, никто не спорит...Теперь по провансальцам. Снова подробнее свою цитату "Провансальцы были ассимилированы французами ещё до "весны народов" и роста национализма в Европе. Поэтому попытки отдельных энтузиастов вроде Мистраля оказались бесплодны." Я имел ввиду довольно жесткое "офранцуживание", начавшееся ещё в 1792 г., "бергонью" и пр. Фелибры появились в 1850-е, уже после "весны народов" (возможно, даже как следствие этой "весны"). А рост образованности среди населения Франции начался ещё с 1830-х (уточняю, не всеобщее образование, а рост массового "народного" образования. К 1848 г. училось 75% мальчиков и почти половина девочек).Отличие "мирно ассимилированного" Прованса от Украины именно в этом. В Украине всеобщая грамотность появляется в 20-х годах 20-го века, после того, как появилось (пусть формальное) гособразование под названием УССР и после нескольких лет вооруженной борьбы украинских националистов (пусть неудачной). После этого никакого аналога бергоньи не могло возникнуть.Вообще-то массовые СМИ и всеобщая грамотность – это изобретение вовсе не 2-й пол. ХХ в., а второй пол. XIX в. Именно тогда – на рубеже XIX-ХХ вв. на протяжении жизни двух поколений – и были ассимилированы провансальцы (окситанцы). Никак не ранее. Успех этого процесса объяснялся, прежде всего, тем, что провансальцы национальной идентичности до этого просто не имели, и ликвидация безграмотности проходила там на французском языке, который, кстати сказать, окситанцы в абсолютном большинстве даже не понимали. А дальше – французские газеты, французский как административный и коммерческий язык, французский как язык казармы в условиях всеобщей воинской повинности – и всё. Офранцузились все, даже бретонцы. Это тоже было следствием национализма, только национализма официального, культивируемого и поддерживаемого государством.
Я не утверждал, что большинство украинцев задумывались о правоте боровшихся за свои убеждения националистов. Я хотел сказать, что после нескольких бурных лет, со стрельбой и погромами, когда отряды националистов видели даже на самом отдаленном хуторе, ставить старую пластинку про "триединый народ" просто бессмысленно. Пусть даже большинство не задумывалось о правоте-неправоте, но новая пропаганда про "триединый народ" непременно вызвали бы сомнение. Если человек познакомится с теорией Коперника, а потом ему начнут активно пропагандировать теорию Птолемея - то даже у гопника с семечками возникнут сомнения в правоте этой пропаганды.К слову, я сам не могу уяснить термин "триединый народ". Народ может быть либо один, либо это три РАЗНЫХ народа. Не бывает "немножко беременна".Видите ли, простому, среднему человеку (а тем более крестьянину с предметным сознанием) нет никакой нужды «циклиться» на идеологических вопросах. Люди живут в мире повседневности. Полагаю, украинские крестьяне в своём абсолютном большинстве в 20-е предельно мало задумывались о правоте боровшихся за свои убеждения националистов. У них, получивших землю, было о чём задуматься помимо мало понятных абстракций «нация», «государство» и проч. А тот, кто задумывался (носители городской культуры, прежде всего), вовсе не обязательно сочувствовал этой борьбе. Это на своей шкуре испытал ни кто иной, как Грушевский. После возвращения выяснилось, что молодая поросль украинских большивиков-марксистов вовсе не желает отдавать ему дань уважения. А набрасывается на него с критикой. В целом можно сказать, что большевикам удалось придать интерпретациям этой борьбы не национальную, а социальную окраску. В следующем поколении (поколении комсомольцев-добровольцев) уже была укоренена ненависть к петлюровцам.Что касается «дохлого номера», то тут, боюсь, Вы выстраиваете свои логические цепочки, мало сообразуясь со сложной действительностью. Дело в том, что 100 лет назад в связи с широким распространением концепции триединой русской нации, объединяющей великорусов, малорусов и белорусов, малороссы тоже могли считаться русскими (а нынешние русские как часть триединого русского народа в этом случае именовались великороссами). Отголоски этих представлений отразились, кстати, и в словах деда пана Стрiльця, и в реальной практике переписи 1926 г., о которой я писал здесь. Эти представления разделялись далеко не всеми и были предметом ожесточённой полемики «украинских» и «малороссийских» интеллектуалов. Народ, кстати, при этом безмолвствовал. Большевики по-революционному прекращают эти дискуссии, деинсталлировав из официального дискурса единую русскую нацию и утвердив номенклатуру народов, а, следовательно, и символические границы между ними, которые были в дальнейшем институциализированы.
Погодите, Вы утверждали: украинцы узнали о том, что живут они на Украине, что они украинцы от большевиков. Я с этим поспорил. О масштабах речи не шло. Да, масштабы деятельности большевиков были несомненно больше, я и не спорю. Но начало положили вовсе не они, поэтому я считаю Ваше утверждение неверным. К тому же время правления Скоропадского и УНР на большей части территории Украины очень короткое - месяцы, даже не годы. Так что "3 сотни школ, 2 сотни украинских газет да пара тыщ украинских книг" для такого короткого промежутка времени очень даже неплохой прогресс.Кстати, я лично далеко не во всем согласен с мейнстримом современной украинской историографии.Ну да, ну да… Украинизацию, насколько, мне известно, придумал Грушевский. Если добавить к Ваши словам, что в 1917-21 гг. произошла украинская революция, которая пробудила массовое украинское самосознание, укрепила национальную украинскую идентичность, а широкие народные массы – крестьянство и интеллигенция – почувствовали себя украинцами, в результате чего большевики несмотря на гибель УНР вынуждены были пойти на уступки нахлынувшему национальному чувству, то оттиск мейнстрима современной украинской историографии, задающей рамки украинскому национальному мифу, можно будет считать законченным. Однако политизированность этого мейнстрима совершенно очевидна, равно как и ангажированность авторов, работающих в его рамках. Поэтому предлагаю сравнить масштабы и результаты большевистской и добольшевистской украинизации. Результаты сравнения будут явно не в пользу последней ровно потому, что широкие крестьянские массы (т.е. абсолютное большинство населения Украины) она попросту не затронула. 3 сотни школ, 2 сотни украинских газет да пара тыщ украинских книг не идут ни в какое сравнение массовой ликвидацией безграмотности на украинском языке и со строчкой «украинец» в паспорте. А от того, что что-то там далеко стало называться украинским чем-то там, селяне вряд ли почувствовали лояльность к этому чему-то
![:)](/board/public/style_emoticons/default/kazak-smile.gif)
Я, увы, не профессиональный историк (хотя одно время планировал им стать). Но в этой науке, ИМХО, не стоит опираться исключительно на документы, это не юриспруденция. Иногда тут стоит использовать логику, анализ. Согласитесь, что далеко не все действия, а тем более мотивации действий, фиксируются в письменном или ином виде.Например, президент некой условной страны устранил своего основного конкурента, посадив его в тюрьму по сфабрикованному делу (пример условный, не подумайте, что намёк). Разумеется, письменных или иных доказательств того, что это политическая расправа, нет - эти распоряжения президента никто не записывал. Но путем анализа можно прийти к выводу, что имела место именно политическая расправа.Если в трудах Ленина нет упоминания про нефть, это не значит, что большевики совершенно не думали о бакинской нефти. Но могло быть так, например: на каком-нибудь совещании-планерке в 1920 г. обсуждается план наступления в Закавказье, и один из красных командиров предлагает начать с Баку - ибо "броневикам нужно топливо". В протокол это не вносится, соответственно никаких подтверждающих документов. И лет через 90-100 эту мотивацию можно прояснить только путем анализа ситуации того времени.Всё это, конечно, лирическое отступление на тему "нет подтверждений в текстах". Вообще же я только высказывал предположение о мотивах большевиков, а не утверждал, что именно так и было. Вполне возможно, я ошибаюсьПо правде говоря, сколько не вчитывайся – нефть в ней никак не появится. Как профессиональный историк, могу только предостеречь от вчитывания своих смыслов в чужие тексты. Я наскоро просмотрел Ленина, но никаких подтверждений того, что большевики шли в Азербайджан за нефтью не нашёл.