, это из особенностей комплектования шведской армии времен Карла XII:
Пожалуй, наиболее успешным случаем реализации замены армии постоянной на армию территориальную является шведский. Вне всякого сомнения, бедная Швеция не могла позволить себе иметь многочисленную постоянную армию. Однако, тем не менее, она ее имела, и это позволило ей на протяжении более чем полустолетия играть роль своего рода региональной сверхдержавы, едва ли не превратив Балтику в «шведское озеро». Обычно авторы, пишущие о великой шведской армии, одной из основ ее высокой боеспособности полагают систему indelningsverket. Это стало общим местом в рассуждениях о шведском военном искусстве, между тем как сущность этой система мало кто хорошо представляет себе.
Начнем сначала с того, что укажем – шведская армия вовсе не была такой уж однородной по своему составу – в ней были части, укомплектованной на основании поземельной воинской повинности (той самой indelningsverket, о которой пойдет речь ниже), и вербованные части – преимущественно из немецких наемников, причем если пехота армии Карла XII комплектовалась преимущественно на основании поземельной повинности, то в кавалерии процент вербованных частей был весьма высок. Так, в русском походе 1707-1709 гг. в состав главной шведской армии было 6 вербованных немецких полков штатной численности примерно 8250 драгун (Беспалов А.В. Северная война. М., 1998. С. 12).
Сама по себе система indelningsverket появляется на свет не сразу, а отрабатывалась на протяжении большей части XVII в. Еще во времена Густава I Вазы была сделана попытка отказаться от набора наемников-ландскнехтов и заменить их рекрутами, собираемых с провинций Шведского королевства. Эта практика была продолжена во времена Густава Адольфа, а указом королевы Христины в 1634 г. Были созданы 27 постоянных пехотных полков и 12 рейтарских, набираемых в шведских (20 и и финских (7 и 4) ленах, названия которых они и носили.
Окончательное оформление система получила при Карле XI. Причиной переходу к новой системе комплектования армии стала несовместимость великодержавных устремлений шведской короны с реальными возможностями Швеции содержать большую постоянную армию как инструмент имперской политики. Участи е в двух войнах сразу, Сконской войне 1675-1679 гг. с датчанами и в войне на стороне Франции против коалиции Империи, Голландии и Испании в 1675-1679 гг. финансы Швеции, несмотря на крупные финансовые вливания из Франции, были полностью расстроены (кстати говоря, Густав Адольф смог развернуть большую армию и успешно провести первый этап кампании в Германии в 1630-163 гг.. да и в последующем тоже, во много была обусловлена финансовой поддержкой Москвы в форме продажи по льготным ценам русского зерна с последующим его реэкспортом через Голландию на европейский рынок).
Содержание армии, комплектуемой посредством рекрутских наборов и вербовки наемников оказалась слишком непосильной ношей для маленькой Швеции. И сразу после окончания отмеченных выше войн Карл XI приступил к реорганизации своей армии. «Замысел Карла XI состоял в том, - цитировал А.В. Беспалов шведского историка О. Карлссона, - чтобы создать хорошо подготовленные вооруженные силы, которые бы отвечали ограниченным экономическим ресурсам Швеции. Решение было найдено королев в формировании т.н. indelningsverket, совершенно особенной, отличной от прежних времен, системы призыва, содержания и обучения солдат, которая не имела аналогов в Европе…» (Беспалов А.В. Сподвижники Карла ХII. М., 2003. С. 63). В основе проекта реформы были положены идеи из доклада К. Рёншильда.
Суть реформы заключалась в следующем. До 1680 г. в армию (в те самые 27 пехотных и 12 рейтарских полков) призывался каждый 10-й крестьянин из владений шведского короля. Содержание такой постоянной армии тяжелым грузом ложилось на плечи не слишком уж мощной шведской экономики, так что казна Швеции была постоянно пуста, а государственный долг достигал громадных размеров. Карл изменил систему комплектования с рекрутской повинности на милиционную. В процессе т.н. редукции и переписи всех земель с целью определить их доходность и законность владения в Швеции был отработан специальный военный земельный кадастр. На основании этого кадастра в каждом лене было создано необходимое для комплектовании пехотного или кавалерийского полка количество примерно равных по доходу участков-индельт. Крестьянские дворы, входившие в такую индельту, должны были выставлять в случае мобилизации одного полностью снаряженного солдата. Индельта предоставляла солдату участок земли (торп), дом, усадьбу, обмундирование и необходимые продукты. Оружие и всю необходимую амуницию солдат получал от полка. Такая индельта именовалась в документах «роте», а крестьяне – «ротехолларами».
На натуральную оплату были переведены также унтер-офицеры и офицеры шведской армии. Они были поселены в том лене, в котором комплектовался их полк, в стандартных домах «бостель» соответственно чину, получая вместо казенного жалования от ротехолларов натуральную оплату, которая шла последним в зачет их обязательных налогов в шведскую казну.
Военная подготовка поселенных полков осуществлялась следующим образом: раз в году, после сбора урожая солдаты призывались на месячные сборы (История Северной войны 1700-1721 гг. М., 1987. С. 39), в ходе которых под руководством своих офицеров и унтер-офицеров проходили курс интенсивной подготовки. После прохождения сборов они возвращались в свои дома, где продолжали заниматься повседневной хозяйственной деятельностью.
В случае объявления мобилизации в штаб-квартиру полка направлялся соответствующий указ короля, согласно которому шеф полка рассылал приказы по хуторам, где проживали солдаты его полка. Ротные командиры собирали своих подчиненных в определенных заранее местах (приходской церкви), после чего роты следовали на место сбора всего полка и оттуда к месту сбора всей армии.
В поход выступали солдаты-первоочередники, вместо которых индельта выставляла его замену. В случае ухода на войну и этого солдата выставлялся новый рекрут, из которых в случае необходимости формировались т.н. «третьеочередные» полки, носившие обычно не название лена, а имя своего шефа. 4;-я очередь рекрутов шла на пополнение убыли в первоочередных полках, а 5-я – на формирование временных «пятиочередных» полков.
Такая поселенная, милиционная (подчеркнем – милиционная) система комплектования армии позволила Швеции иметь достаточно многочисленную армию – в 1697 г. по мобилизации Швеция могла выставить до 60 тыс. солдат и офицеров (История Северной войны 1700-1721 гг. М., 1987. С. 39).