Согласен с Зольдом, убийство полководца может решить очень многое (чаще всего объем потерь).
К тому-же компьютер имеет наглость рьяно тупить, посылая конницу в одинокий чардж, или выставляя лучников далеко вперед от защиты копейщиков.
Вообще, я лично даже до тимуридов ни разу не доходил (утомляет управлять огромным государством, в ожидании изобретения пороха или наезда агрессоров). Поэтому могу побеседовать только насчет армий ранних периодов.
Играл за Англию, Русь, СРИ.
Итак,
Пешие лучники:
Сильные лучники хороши для обороны стен замков, и для подрыва морали наступающих, однако сами по себе лучники практически не нужны при штурме замков или битв в открытом поле (исключая варианты с переправами и крутыми горами), так как: любой пеший отряд порвет отряд лучников когда до него добежит (а он добежит, лучников с повышенной выносливостью я знаю не много), а сравнивая связку 1 лучники 1 копейщики х 2 копейщики можно с уверенностью сказать что вторая связка победит первую.
Вывод: лучники нужны для подавления более слабых армий (как оно обычно и бывает, при сражениях с тупым Ai), в равной битве их эффективность незначительна.
Пешие метатели копий:
Как правило, копья пробивают тяжелые доспехи. Каждый залп таких метателей (как правило не сильно дорогих юнитов) может серьезно прорядить строй врага.
Маленький запас стрел имеет свои достоинства: когда кончаются стрелы, они кидаются в бой и сражаются как копейщики. Если за битву эти парни отстреляют весь боезапас, значит эти парни по полной отработали свое жалование. Единственный минус - легкая броня, без щита, довольно слабая рукопашная атака.
Вывод: требуют очень тонкого управления и контроля ситуации. Быстро гибнут в замесе.
Конные лучники:
У этих парней боезапас раза в 1.5-2 меньше чем у пеших лучников, однако, чаще всего они не успевают весь его стратить. Очень высокая маневренность и скорость позволят им доминировать над большинством пеших милишников, однако при встрече с лучниками лучше пугнуть их мнимым чарджем, или другим видом конницы. У этих парней параметры атаки и защиты выше чем у пеших лучников или пеших копьеметателей, что позволяет доминировать над больнинством юнитов. Пока у них есть боезапас, они могут бегать от остальных видов конницы. Так-же будучи легкой конницей они идеально подходят для догона и полного исстребления армий противника (особенно актуально когда убегает конный отряд полководца). Без смеха, половина лычек зарабатывается именно при убийстве убегающих отрядов.
Вывод: один из сильнейших юнитов для доминирования и подавления противника, за исключением ситуаций перестрелок против лучников со щитами.
Конные копьеметатели:
Боезапас примерно такой-же как у пеших копьеметателей, но эффективность (как и стоимость содержания) выше. Имеет смысл держать когда большая часть армии - конная. Отстреливаются они быстрее чем лучники и могут вмешаться в бой врукопашную. Идеально подходят на роль добивающих.
Вывод: сильная, но дорогая единица. Быстро набирает опыт на добивании, для управления требуется хорошая реакция и тактика.
Артиллерия:
Сильная единица против скоплений врага, при удачном попадании на подходе может вывести из боя много солдат и тем самым окупить свое участие в битве. Неэффективна без прикрытия пехотой.
Серьезно замедляет передвижение армии.
Вывод: имеет смысл использовать в масштабных сражениях, когда удачное попадание выкашиват много солдат. Хорошо помогает против слонов.
Пехота, пикинеры:
Рабочая лошадка. Дешевы, их можно без зазрения совести отправлять на стены на убой, или вствалять перед чарджем. Я-бы выделил фламанских пикинеров и пикинеров - наемников. На редкость живучие и злые твари, играя за Россию на территории СРИ мог "чинить" наемных пикинеров и конницу, не теряя звездочек. Единственный минус - высокие тарифы. Пришлось всех уволить. У многих пикинеров есть бонус против лошадок, делаем выводы.
Вывод: обязаны быть в любой хоть немного пешей армии.
Пехота, мечники (как правило в кольчугах):
Отличные бойцы, рубают все что попадется под руку, особенно любят пикинеров. Минусы: тяжелая броня не дает угнаться за лучниками, особенно конными.
Вывод: Мастера больших замесов. Must have на штурмах.
Тяжелая Кавалерия:
Чарж практически вколачивает в землю врагов, потери катастрофические (в масштабах количества конников). Нужны для перелома сражения, выведения из боя стрелков. Зачастую плохо справляются с добиванием.
Вывод: Мастера точечных ударов по болевым точкам. Требует пристального внимания и точного управления, однако окупает себя в бою.
Легкая Кавалерия: (звучит как-то странно, ну да ладно)
Любят бегать гурьбой и вырезать лучников. Плохо справляются с осадами (как изнутри так и извне).
Вывод: Можно брать для добивания, когда нет конных стрелков.
Если брать универсальную (подразумевается способность брать города и бится в открытом поле) армию начальных периодов (10-12 отрядов), то это 2 отряда лучников, 2 отряда конных лучников, 2 отряда тяжелой конницы (полководца), 4 отряда пикинеров.
Для осады и защиты стен больше нужны пикинеры (вариант закапывания кольев я не рассматриваю) и мечники. Поджечь таран очень сложно, как и осадные башни. Остается упереться рогом и драться до последнего солдата в воротах. Единственный возможный маневр - после пролома ворот и начатия замеса - чарж конницой в толпу по основной улице города.
Сообщение отредактировал Alex_teri: 25 Февраль 2011 - 01:09