Ханс Дерншвам 1553-1555
Из этого места, где можно переночевать в деревне Ниш, также говорят на сербском или Sclavonica lingva. Мужчины по-деревенски носят небогатый образ с одеждой из грубого сукна и опинци, острыми серыми «цапками» или шапками.
Вся страна до Ниша - это Сербия; incole, т.е. его жителей называют сербами, они такие же, как и виндиты; а расцев называют сербами. Их вера - это греческая вера со всеми обрядами.
Все их постройки, когда мы въезжаем в деревню, состоят из живых изгородей, заляпаны грязью и такие высокие, что внутрь еле залезть и встать, нет места более чем на троих или четверых.
Напротив Ниша тянется высокая голая гора Куновица. Сербия заканчивается в Нише, а отсюда начинается Болгария, которая продолжается до Эдирне.
10 августа мы за девять часов проехали пять миль от верхнего села до другого болгарского села под названием Белица53. Однако сейчас там живут только сербы. Костюм не болгарский: мужские и женские рубашки вышиты на шее, груди и рукавах разноцветными нитками, не шелком, а шерстью; они носят, как цыгане, платки из грубой хлопчатобумажной ткани. Вы не увидите шерстяную одежду, она вся из хлопчатобумажной ткани, которую люди шьют сами. Мужчины спереди бриты по-турецки, а волосы у них собраны сзади в прядь. Их шапки сделаны из простого шаяка, разрезанного спереди и сзади. Перед деревней на холме установлены два высоких деревянных креста в знак того, что они христиане.
Прим. - Шаяк - грубое домотканое сукно.
При въезде в Вакарел, напротив села, справа сельское кладбище; с ним крест [рисунок] в знак того, что люди здесь все еще христиане. Их костюмы жалки, как нищие. Мужчины носят одежду из грубого сукна, женщины - в цыганском стиле, в отличие от тех болгарок, которых мы впервые встретили.
Женщины, особенно девушки, плетут много косичек по всей голове, одна поверх другой, как сеть; на ушах, на шее носят подвески - цепочки и шнуры, на которых висят различные ракушки, голубые стеклянные бусины, медные монеты; некоторые носят шапки из белых мидий, такие как те, которые носят верхом на лошади, вместе с нюрнбергскими пфеннигами, а веревка из мидий свисает с чепчика под подбородком. Девушки обычно одеваются в простой шаяк коричневатого цвета, как евреи в Зеленеке, и шальвары до колен, собранные или сложенные, как венгерские гачи. У кого-то короткие шерстяные носки, у кого-то - турецкие кожаные носки, а на них - турецкие туфли, это низкие туфли(закрытые). Некоторые не носят шальваров, не имеют верхней одежды или пальто, носят только одну рубашку без фартука. Их рубашки на шее, груди и рукавах, как это принято в Трансильвании, богато и красочно вышиты крашеными шерстяными нитками. Женщины носят на голове небольшую льняную шапочку, сзади завязаную веревкой, на ней висит широкий хвост, также расшитый разноцветными швами, а на его нижнем конце прикреплена кисточка. Сверху накрывают простым полотенцем. Все дружелюбны. Когда приезжает иностранец, все приходят и разговаривают с людьми, чего турецкие женщины не делают, потому что они нечистоплотны и бедны, как цыгане, они ничего не могут сделать, и немногих из них можно увидеть в деревнях. Все делают только мужчины и пленники.
Болгары не имеют права носить красивую одежду. Все они носят одежду из серой или белой грубой шерстяной ткани, у них нет ни туфель, ни сапог, а только царвули из сырой воловьей кожи и носки по колено. Их головные уборы сделаны из белого фетра или белого сукна, а также из простого коричневого шаяка, заостренной формы. У мужчин нет верхней одежды, они носят только рубашки зимой и летом. Они даже стригутся, не как турки, сзади висят длинные пряди волос, по которым узнают, что они не турки. Никто не носит оружия, только большие палки. Их вес у турок велик.
Прим. - Царвули - обувь, постолы, опинцы.
В тот день 14 заключенных, молодых, старых и женщин, были доставлены в Константинополь на лошадях в грузовых корзинах. Среди других был мальчик, которого допрашивали, и он ответил, что он из Мохача, где король Людвиг потерпел поражение. Турки давно вторгаются в эти районы, а мартолосы старательно выселяют людей из страны. Это душа и мир турок, а также их коммерческая собственность, иначе мерзавцам не на что было бы жить.
Мы нашли хороший хлеб, 4 буханки хлеба по 1 аспру. Еще мы купили хорошие ямурлуки. Все население бежало в горы, как это обычно бывает в жару, а также, чтобы не умереть от чумы. Не зря они умирают, ведь их дома в плачевном состоянии, как у настоящих свиней. В Софии делают хорошие ямурлуки, 5 из которых я купил за 8 флоринов и 40 аспров. Теперь город опустел, некоторые люди бежали в горы из-за болезней, а другие были по делам. Там есть всякие работы, как в Константинополе и Эдирне.
Прим. - Ямурлук - одежда, плащ.
К нам подъехали двое хорватских турок, которые были в Тунисе. Они сказали, что немцы не солдаты, у них было много доспехов, но они бежали, а хорваты и венгры держались хорошо; некоторые кричали на турок по-венгерски и хорватски, но таковых среди них было не мало. Они настолько плохо относятся к немецким солдатам, что все, кто о них говорит, верят, что Германия и все христиане обязательно падут. К тому же, по их мнению, Вена уже не сможет им противостоять. Там турок испытает всю свою силу и счастье.
Вот как турки жестко ведут себя с христианами, которые должны платить все налоги. В тот же день мой домовладелец, болгарин, много рассказывал мне об их невероятном притеснении. У него было четыре сына. Один из них был взят к султану или паше Алп, который является их хозяином. В их деревне налог на мальчиков снижался каждые пять лет. Когда у кого-то были только дочери и не было сыновей...
Кроме того, хозяин дома платит за 1 год харач - налог султана - 100 аспров за себя; за каждого сына - также 100 аспров; когда дочь выходит замуж, платит своему сипаху - то есть надсмотрщику или наместнику - 32 аспра. Также за 2 овцы оплачивается 1 аспр; за 2 поросят - 1 аспр. Десятину урожая нужно обмолотить, продать на рынке и превратить в деньги. Точно так же десятину вина в ведрах нужно сначала превратить в деньги, в течение которых никто не имеет права ничего продавать или даже отдавать, они называют это «монополией».
Прим. - Аспр - турецкая монета, акче.
Турки тоже должны были платить десятину со всего и сами превращать это в деньги, но другие налоги султана не платили. Из Цариброда и из другого села они должны дать своему паше Алпу 50 косарей, а на урожай - 70 человек на 100 дней. Кроме того, на Рождество каждый крестьянин должен дать по одной курице и ячменю один мешок, а если год плодородный - и овса один мешок.
Когда галеры отправлялись из Константинополя на войну, верхняя деревня и ее окрестности должны были предоставить одного человека в качестве гребца. Кто не хочет идти, должен платить 2000 аспров чаушу, а тот, кто уезжает, должен получить 2000 аспров от всей деревни на содержание. Султан им ничего не платит. [256] Каждый год 5 человек из них и окрестности должны уезжать. В этом виноват француз.
В дополнение к десятине, каждый дом должен дать паше одну партию ячменя и одну партию пшеницы, а вышеуказанный денежный налог должен быть полностью уплачен к Рождеству.
Как сказал мне мой хозяин, который не мог полностью описать мне свое бремя за всю ночь, когда к ним приходили янычары и чауши, им всем приходилось набивать животы бесплатно. Даже если они высмеивают женщин и их детей на их глазах, а также бьют мужчин, никто не имеет права защищаться.
Когда у них появляется ребенок, они платят своему священнику 2 аспра, а когда умирает - 6 аспров. За то, что они называют „парастас“, молитвы, например, на крещение или Пасху, дают 2 аспра. В течение страстной недели утром и вечером дают половину буханки хлеба.
Мы проезжали через деревню, где нас встретили около 20 женщин с хлебом и фруктами на продажу. Во дворе дома мы увидели 20 всадников с копьями, идущих в Темшвар. Один из них венгр рассказал нам, что Янош Тёрёк из Трансильвании разбил около 600 турок, посланных пашей Темешвара - его лучших людей. Кроме того, туда ходили акынджи - это воины которым не платят, которые имеют право свободно грабить и такие, каких турки ведут на каждом марше.
Сербы, ставшие теперь крестьянами, носят грубую шерстяную одежду.
В тот день мы встретили вооруженных турок на лошадях, отдыхавших у ручья. Они ехали на 4 длинных крытых повозках с венгерскими хайдуками со скованными руками и ногами, замученные; было 24 или 25 человек. Это были люди Надашди, вышедшие из Папы, и где-то около Веспрема они были разбиты и взяты в плен. Лишь трем из них удалось спастись, остальных послал сюда паша Будды. Многие сербы следовали за нами по дороге с дардой, это короткие копья, без другого оружия; они благополучно отвезли их в Темешвар. Это солдаты, то есть люди, которые должны ухаживать за лошадьми, строить окопы и делать всю работу в лагере. Начиная с Ниша, начинались Сербия, Сербия или Расция, ранее называвшаяся Мезией. Есть две Мезии - Верхняя и Нижняя, доходящие до Смедерево, Белграда, Боснии и через Симих, где также есть сербы, вокруг Темешвара.
Между Боснией и Болгарией лежит Албания, жители которой турки называют арнаутами. Они тоже христиане, у них особый язык. Нет ученых людей - это валахи и воинственный народ; у них нет городов; исповедуют греческую веру.
Османы едят очень плохие блюда, которых можно бояться, и которые обычно вообще не умеют готовить. Тем более, что их жены совершенно некомпетентны в этом отношении. Все блюда просто «чорба» - это значит «суп».
Еще кладут ложку мелко нарезанной баранины на виноградный лист и заворачивают в виде шара. Чернослив измельчают между виноградными шариками, варят только в воде.
Следующее также считается восхитительным блюдом: они вместе варят рис, молоко и муку, добавляют масло, сахар и розовую воду, а также одну из своих специй; это блюдо называется «малеби».
Османы едят много арбузов, это их лучшая еда, есть все виды и очень большие, продают на развес. Они не приглашают друг друга в гости, потому что никто не может развлекать друг друга - их жены ничего не умеют готовить, а мужчины не показывают своих жен.
Также не принято, чтобы мужчина и женщина обедали вместе. Они едят на полу, как волки; они проглатывают то, что у них есть и что им удается взять. Там, где они едят, они спят, как собаки на земле.
Как только они тайком собираются в корчме, чтобы попить вина, они запираются и не шумят. Если кто-то напивается, корчмарь его не выпускает. Вот почему они лежат там, как скот. Когда они находят вино, и особенно если оно бесплатно, у османов нет меры, они пьют, как скот, пока не упадут, поэтому они не могут ходить, стоять или говорить, и вы можете думать о них как о мертвых ...
Болгария начинается с Эдирне. Во всех деревнях говорят на болгарском. Кажется, везде были виноградники - теперь все заросло сорняками и превратилось в луга. Народ крайне измучен и ограблен, они не могут восстановится, не дают им поправится; они отнимают у него все.
Сообщение отредактировал Anri: 04 Сентябрь 2020 - 16:51