Paradox
©
Fisana

Перейти к содержимому


"); //]]>

Реформация в Беларуси.


Сообщений в теме: 21

#1 АйКи

АйКи

    CiЧовий дiд

  • Бунчужний
  • 1 758 сообщений
  • Откуда:Belarus/ Mensk
  • Прозвище:Сэмпай
  • Награды:
Регистрация: 09.ноя.07
Слава: 91

Отправлено 18 апреля 2009 - 03:30

В первой половине XVI века Реформация охватила большинство стран Европы. Реформация в Беларуси являлась составной частью европейского реформационного движения, однако имела свои особенности. Идеи протестантизма начали быстро распространяться в Великом Княжестве Литовском. Белорусско-Литовское государство, которое имело официальное название Великое Княжество Литовское, Русское, Жемойтское и др. земель, в XVI веке раскинулось на просторах Восточной Европы. Его границы простирались от Берестейщины на западе до Смоленщины на востоке, от Балтики на севере до Крыма на юге. Белорусские земли занимали большую часть территории Великого Княжества Литовского. Надо сказать, что Великое Княжество Литовское XVI века вошло в мировую историю как одно из первых европейских государств, которое создало уникальный образец политического и общественного строя, правовой демократии, мирного сосуществования разных народов и церквей. Основной формой церковно-религиозной реформации, которая утвердилась на Беларуси, стал кальвинизм. Его главной социальной опорой была феодальная знать, часть мелкой и средней шляхты. Например, из 600 православных шляхетских фамилий Новогрудского воеводства все, кроме 16, перешли на сторону Реформации. В сенате Великого Княжества Литовского в 1569 г. заседали 15 сенаторов-протестантов, 2 католика, 5 православных, в 1580 г. — 13, 6 и 4 соответственно.Первое на Беларуси кальвинистское собрание заложил в своём замке в Берестье (нынешний Брест) «некоронованный король Литвы», протектор реформации в Великом Княжестве Литовском, могущественный магнат Николай Радзивил Чёрный (1515–1565 гг.). Представитель весьма знатного и древнего рода, он вошёл в историю как выдающийся государственный и религиозный деятель, меценат науки и культуры. Свои труды ему посвящал Жан Кальвин. В 1550 г. Радзивил получает должность Берестейского старосты, а в 1553 г. по его инициативе и на его же деньги в Берестье построены первые на белорусских землях кальвинистский собор и типография. Более 40 религиозных, исторических, правовых и полемических книг на польском и латинском языках издано в этой типографии. Берестейские книги отличались изысканностью и качеством оформления: в них широко использовались ренессансная графика, наборный орнамент, заставки, концовки, фигурная ксилография, готический шрифт.В 1563 г. для распространения идей Реформации, опять же по инициативе и на средства Радзивила, в берестейской типографии была напечатана всемирно известная Брестская (Радзивиловская) Библия, которая представляет собой полный текст Св. Писания на польском литературном языке XVI века. Эта Библия стала одним из самых полных и совершенных изданий своего времени на территории Великого Княжества Литовского. В ней 738 страниц, 14 гравюр. С большим мастерством выполнены заставки, виньетки, заглавные буквы-инициалы. На полях страниц располагаются комментарии к тексту. Гравюры «Потоп», «Колена Израилевы», «Фонтан» признаны шедеврами белорусской графики. Первая страница Библии отведена гербу Радзивилов. Далее идут посвящение королю и Великому князю Сигизмунду Августу, предисловие, тексты Ветхого и Нового Заветов, календарь чтений. Впервые в истории книгопечатания в Беларуси в Брестской Библии помещён предметный указатель.Дошедшие до нас экземпляры или фрагменты этого редкого издания составляют предмет гордости библиотек и архивов Минска, Вильнюса, Кракова, Москвы, Санкт-Петербурга. На старобелорусский язык Библию впервые перевёл Франциск Скорина — белорусский просветитель и первопечатник.На территории Беларуси организовывается более 85 кальвинистских общин, а при них церкви, школы, приюты, типографии, где издавались исторические, богословские, античные, педагогические, научные труды. Крупнейшими кальвинистскими центрами стали Берестье, Несвиж, Витебск, Минск, Слуцк и др. До конца XVI века сложилась организационная и территориальная структура кальвинистской церкви в Великом княжестве Литовском. Вся территория Беларуси была поделена на 6 дистриктов. Ими руководили суперинтенданты. Главным центром была виленская (совр. Вильнюс) община. Все важные вопросы решались партикулярными (по дистриктам), провинциальными (всех общин Великого Княжества Литовского) и генеральными (с участием польских протестантов) Синодами. Реформация активизировала духовную жизнь общества, способствовала развитию образования и культуры, расширению международных контактов Великого Княжества Литовского с Европой.Однако широкие народные массы остались глухи к идеям Реформации. В этом и есть её отличие от Европы. Кроме этого, в Великом Княжестве Литовском начали широко распространяться еретические идеи антитринитаризма арианского толка. Его представители (напрмер, Симон Будный) выступали против власти, проповедовали общность имущества и т.п., что привело их к конфликту с кальвинистской шляхтой. В то же время Рим начал дело контрреформации. В Великое Княжество Литовское прибывают в 1564 г. миссионеры-иезуиты — «слуги Христа», которых Симон Будный называл очень характерно — «чёртово семя». На Беларуси не запылали костры инквизиции, не было тут и Варфоломеевских ночей, но иезуиты взяли в свои руки образование: открыли 11 коллегий по Беларуси. Детей туда брали независимо от веры родителей. После окончания коллегий они становились католиками. Иезуиты заполнили книжный рынок трудами писателей ордена, занялись благотворительностью, однако не брезговали хитростью. Например, переодевшись протестантским проповедником, один монах в людном месте начинал спор с другим, одетым в одежду иезуита. Разумеется, побеждал последний.Усилия иезуитов принесли свои плоды: протестантизм начал вытесняться. Процесс окатоличивания слоёв, вовлеченных в Реформацию, приобрёл массовый характер. К концу 17 в. контрреформация в Великом Княжестве Литовском победила.
  • 0
Даўно патух зары агонь.
Хто там імчыцца: зубр ці конь?
На ўсіх жывых наводзіць жах
След ваўкалака ў чаратах.
--------------------------------------------------------
Единственное на чем держится этот мир - тяжёлый труд и дисциплина.

#2 dlook

dlook

    CiЧовий дiд

  • Шляхта
  • 1 245 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
  • Создатель:Weimarer Republik – Die Kampfbünde
Регистрация: 30.мая.06
Слава: 242

Отправлено 18 апреля 2009 - 12:10

И тем не менее, протестанство продолжало оставаться угрозой для Речи Посполитой и России. С начала 17 века к полемике подключаются и православные книгоиздатели.
  • 0

#3 АйКи

АйКи

    CiЧовий дiд

  • Бунчужний
  • 1 758 сообщений
  • Откуда:Belarus/ Mensk
  • Прозвище:Сэмпай
  • Награды:
Регистрация: 09.ноя.07
Слава: 91

Отправлено 18 апреля 2009 - 13:51

И тем не менее, протестанство продолжало оставаться угрозой для Речи Посполитой и России. С начала 17 века к полемике подключаются и православные книгоиздатели.

ЭЭЭ... Как понять угрозу? Совершенно ясно, что протестанство пережило контрреформацию, просто потеряла масовость и богатых покравителей. Судя по статистике скоро в Беларуси протестанство будет конфесией номер один.
  • 0
Даўно патух зары агонь.
Хто там імчыцца: зубр ці конь?
На ўсіх жывых наводзіць жах
След ваўкалака ў чаратах.
--------------------------------------------------------
Единственное на чем держится этот мир - тяжёлый труд и дисциплина.

#4 dlook

dlook

    CiЧовий дiд

  • Шляхта
  • 1 245 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
  • Создатель:Weimarer Republik – Die Kampfbünde
Регистрация: 30.мая.06
Слава: 242

Отправлено 30 мая 2009 - 13:56

ЭЭЭ... Как понять угрозу?

Ресь Посполитая была католическим государством, Россия - православным.Протетанство контрреформацию конено пережило, но к 18 веку возможность стать господствующей религией в этом регионе утратило.
  • 0

#5 АйКи

АйКи

    CiЧовий дiд

  • Бунчужний
  • 1 758 сообщений
  • Откуда:Belarus/ Mensk
  • Прозвище:Сэмпай
  • Награды:
Регистрация: 09.ноя.07
Слава: 91

Отправлено 01 июля 2009 - 14:35

Ресь Посполитая была католическим государством, Россия - православным.Протетанство контрреформацию конено пережило, но к 18 веку возможность стать господствующей религией в этом регионе утратило.

Как теже кальвинисты могли быть угрозой РП, когда в январе 1573 года шляхта Речи Посполитой собралась в Варшаве, чтобы определить условия жизни страны во время бескоролевья, Микалай Радзивил Рыжий при поддержке Астафея Воловича и Павла Паца, выступил с инициативой законодательно закрепить религиозную толерантность, чтобы предотвратить в государстве религиозные войны. В результате голосования был принят акт Варшавской конфедерации, один из пунктов которого гласил: "А іж в Речы Посполітой ест розность немалая з стороны веры хрестіяньское, забегаючы тому, абы се с тое прычыны межы людмі заістье якое шкодлівое не вщело, которую по іншіх королевствах ясне відім, обецуем то собе сполне за нас і за потомкі нашы на вечные часы покой межы собою заховаті, а для розное веры і отмены в костелах крові не пролівать, ані се караті отсуженьем маетності, почстівостью, везеньем і выволаньем, і зверхності жадное, ані уряду до такового поступку жадным способом не помагать". Это был первый в мире правовой акт, декларировавший принципы равноправия между людьми разных вероисповеданий.
  • 0
Даўно патух зары агонь.
Хто там імчыцца: зубр ці конь?
На ўсіх жывых наводзіць жах
След ваўкалака ў чаратах.
--------------------------------------------------------
Единственное на чем держится этот мир - тяжёлый труд и дисциплина.

#6 Leanid1514

Leanid1514

    Козак

  • В холодной
  • 843 сообщений
  • Откуда:рэспубліка беларусь
Регистрация: 18.авг.11
Слава: 7

Отправлено 15 ноября 2012 - 14:07

dlook, это с чего вы взяли, что речь поспалитая была католической державой??? вот по статуту вкл 1588 года на законодательном уровне был закреплён принцип свободы вероисповедания.
  • 0

#7 m12

m12

    CiЧовий дiд

  • Шляхта
  • 2 376 сообщений
  • Откуда:Гродно
  • Прозвище:Сфинкс
  • Награды:
Регистрация: 08.апр.08
Слава: 208

Отправлено 15 ноября 2012 - 15:25

dlook, это с чего вы взяли, что речь поспалитая была католической державой??? вот по статуту вкл 1588 года на законодательном уровне был закреплён принцип свободы вероисповедания.

Сам по себе документ примечательный, к сожалению он не учитывал маленького НО, того, что король де-факто был сначала польским королем, а уже потом великим князем. Ну да, в статуте еще записано.

Тежъ добра паньства того, великого князства литовъского, не уменъшимъ и то, што будеть черезь неприятелей того панства отдалено, розобрано и ку инъшому панству от того панства нашего коли кольвекъ упрошоно, то засе ку власности того великого князства привести, привлащити и границы направити обецуем.

Но только я что-то не припоминаю возвращения Короной земель отошедших после Люблина. И кстати Берестейская уния (и 10 лет не прошло после статута) де-факто ликвидировала веротерпимость по отношению к православным, но почему-то не к католикам.

Сообщение отредактировал m12: 15 ноября 2012 - 15:27

  • 0

#8 dlook

dlook

    CiЧовий дiд

  • Шляхта
  • 1 245 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
  • Создатель:Weimarer Republik – Die Kampfbünde
Регистрация: 30.мая.06
Слава: 242

Отправлено 15 ноября 2012 - 15:59

dlook, это с чего вы взяли, что речь поспалитая была католической державой??? вот по статуту вкл 1588 года на законодательном уровне был закреплён принцип свободы вероисповедания.

Потому что католическая церковь имела в этом государстве очевидно господствующее положение, и по размеру паствы, и по степени влияния на государственные дела. Например, в польский сенат входил архиепископ Гнезненский, но при этом первейший пункт договорных статей Войска Запорожского - о включении в сенат митрополита Киевского - всегда резался без разговоров. Свобода вероисповедания еще не означает отделения государства от церкви. Решение это (гарантия шляхте от преследований по религиозным мотивам) в 17 веке, после того как на проявились результаты "внедрения" протестантов на высшие гос.должности, было пересмотрено, сеймовые конституцию крайне ужесточили религиозную политику. Что потом и дало повод Екатерине ІІ выступить в поддержку диссидентов.Да и сама конституция 1573 г. вызвала острую реакцию у католических теологов, и спровоцировало масштабную трехстороннюю (если не более) религиозную полемику.

Сообщение отредактировал dlook: 15 ноября 2012 - 16:29

  • 0

#9 Leanid1514

Leanid1514

    Козак

  • В холодной
  • 843 сообщений
  • Откуда:рэспубліка беларусь
Регистрация: 18.авг.11
Слава: 7

Отправлено 16 ноября 2012 - 00:09

а как насчёт того, что в конце 18 века более 60 процентов населения вкл были униатами. в первой пол. 19 века - 80 процентов...и насчёт того, что никто, кроме католиков не мог занимать высшие руководящие посты - а как вам эти чуваки - радзивилы! они ведь протестантами были. ну это пожалуй единственный случай. но ведь всё равно, можно было спокойно ходить в любую церковь. например: в вильно на одной улице стояли протестантская, католическая и православная церкви. ну, пока московиты в 1655 в вильно не пришли и не спалили всё к чертям)

Сообщение отредактировал Leanid1514: 16 ноября 2012 - 00:15

  • 0

#10 Золд Горыныч

Золд Горыныч

    СиЧевой Дiд

  • Шляхта
  • 16 139 сообщений
  • Откуда:ВКО, РК
  • Прозвище:Контра
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW Ogniem i Mieczem 2: TW
Регистрация: 20.апр.06
Слава: 607

Отправлено 16 ноября 2012 - 14:49

Leanid1514, а как насчёт того что униаты эти и есть продукт реакционной политики католиков, которые притесняли православие вынуждая людей предавать веру предков и записываться в униатство? Либо люди бежали в Сичь, и с территории Литвы в том числе, как и мои например предки, дабы не предавать веры отцов, после 1596 года ушли на Сичь.

А по поводу того что спалили в Вильно - это норма того времени, когда город давался солдатам на разграбление на три дня. Возьми Вильно поляки или шведы - результат одинаковый.
  • 0
Каждый волен выбирать свою сторону.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Total War: WARHAMMER

Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.

Подробней о Total War: WARHAMMER

Total War: Attila

Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2

Total War: Rome 2

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

Подробней о Total War: Rome II

" } ); } $('gbl_d').update( "" ); _last = ipsLightbox.lightboxImage.src; } } /* Check for init and then keep checking for new image */ _to = setTimeout( "gbl_addDownloadButton()", 1000 ); } //]]>