Вышедшая в 2004-м году Crusader Kings до сих пор особняком стоит от других парадоксальных игр. В ней нам предлагалось стать главой одной из европейских династий Средневековья и провести её сквозь время, интригам и заговорам вопреки. В этом и заключается отличие от других "парадоксов" - играем мы человеком, а не государством. Со всеми вытекающими... И вот, спустя восемь лет Парадоксы перенесли "Крестоносцев" на новый движок - пред нами Crusader Kings II . О ней и поговорим.
Загрузка закончена и нашему взору открывается карта. Конечно, на фоне множества красочных игр она и не удивит, но мне понравилась. Всё от глубин морей до вершин гор выглядит живо (что явно является прорывом Парадоксов, картой любуешься). Множество кнопочек позволяет переключать разные режимы карты - карты династий, религий, культур. Но уверяю вас - большую часть игрового времени вы проведёте, наблюдая за политической и физической версиями.
Если бы меня попросили коротко охарактеризовать эту игру, то я бы сказал - симулятор феодальных отношений. И игра заслуженно носит это звание.
Но обо всем по порядку...
Как я уже замечал ранее - в Crusader Kings 2 играем мы человеком: на выбор предоставляется огромное количество герцогов, графов, князей и королей Европы (играть, однако, можно и не-христианами) с возможностью старта в любой день в промежутке от 1066 по 1466 годы.
Выбрали персонажа, определились с датой и нажимаем "play" - игра началась !
Каждый персонаж обладает определенным количеством золота (доходы идут из провинций, тратится на содержание армий, строительство), престижа (ежемесячно ваш престиж увеличивается в зависимости от числа и значимости ваших титулов, немного влияет на отношения), благочестия (необходимо для вторжения, просьбы об отлучении, дает мизерный плюс в отношениях с служителями церкви), личным доменом (влияет на количество баронств, которые могут находиться под вашим непосредственным контролем, превышение размера очень отрицательно скажется на отношениях), и победным счетом (который складывается из суммы благочестия и престижа на момент смерти персонажа и переходит его наследнику, а конце игры послужит неким критерием "успеха вашей династии").
В левом верхнем углу видим портрет персонажа, которым играем в данный момент: портреты, кстати, неплохо прорисованы, более того - сын внешностью будет походить на отца, внук на сына - генетика и преемственность поколений. Даже спустя век игры можно сказать - этот нос типичен для нашей фамилии! Щелкнув по портрету, откроем окно на котором будет собрана вся информация об человеке - имя, династия (и её герб), перечень титулов (основной титул изображен рядышком с портретом), родственники, союзники, вассалы, придворные... Тут-же собраны и основные характеристики героя (в скобочках отмечены уже общие - с учетом советников) и различные трейты, на них влияющие, коих, к слову, в игре чрезвычайно много - более ста ("справедливый", "больной", "крестоносец" - всё по разному повлияет на человека).
Основные характеристики персонажей в игре :
- Дипломатия - влияет на отношения, на успех переговоров.
- Военное дело - дает бонус в сраженьях. То бишь навык необходимый для полководца.
- Управление - от него зависит эффективность поступлений золота в нашу казну.
- Интрига - чем выше сей навык, тем выше шанс того, что заговор подлых вассалов против вас будет раскрыт вовремя. Влияет и вероятность успеха ваших закулисных игр.
- Образованность - увеличивает скорость изучения и внедрения технологий в ваше государство
Король Мурхад, четвертый этого имени.
Здесь же предоставляется возможность полюбоваться и генеалогическим древом, в котором собрана вся информация о ваших предках (что очень полезно, ибо удержать в голове всех наших родственничков - задача не из легких).
Тут всё разложено по полочкам - кто, кому, кем - просто и понятно.
К слову, можно открыть окно любого персонажа игры из всех тех, кто жил/живет в этом мире и поглазеть на его данные. Игра никак не ограничивает нас в этом. Разница лишь в том, что к уже вышеперечисленному добавятся кнопка для начала переговоров и уровень отношений с персонажами.
Князь Владимир, собственной персоной.
Покинем окно персонажа и обратим взгляд на экран - перед нами карта Европы, разделенная на огромное количество провинции - провинции состоят из баронств (максимальное количество которых в одной провинции равно восьми) и объединяются в графства, графства в герцогства, те в свою очередь в империи и королевства (пирамидка проста, но она очень точно показывает иерархическую структуру феодального общества). У каждого графства/герцогства/+королевства есть правитель. Кликнув по области, мы откроем окно в котором собрана вся информация о ней - культура жителей, их количество, количество рекрутов, доступных нам для набора, поступления в казну с этой земли, уровень её технологического развития и список баронств (кстати, в свежее захваченной провинции будет действовать модификатор "Долой захватчиков!" - дохода от неё в течение какого-то времени не будет - помните об этом).
Баронствам следует уделить пару строк. Любое баронство имеет своего владельца, свой герб, свой гарнизон. Грубо говоря - баронства являются ячейками для строительства замков (именно они предоставляют основу войск, эти громады трудно осаждать и штурмовать), городов (с них в казну поступает основная масса всего золота) и храмов (улучшают качество образования провинции и скорость изучения технологий). После постройки любое строение можно многократно улучшить (построить улучшенные стены, казармы, рынки. Каждое из улучшений даст какой-либо плюс).
В провинции Бузантион семь баронств...
В правом нижнем углу присутствует миникопия карты, позволяющая более быстро ориентироваться посреди громадной Европы (там, кстати, и собраны в кучку различные переключатели форматов карт и есть даже встроенный поисковик провинций). Над миникартой есть маленький, типично "парадоксовский" список провинции под нашим контролем, строек "в процессе", наших армий и битв...
Вверху экрана видим восемь меню, в которых собрана большая часть наших возможностей :
"Совет" - тут представлены наши советники :
- Канцлер - может улучшить отношения, создать "повод для войны" или посеять несогласие в стане вражин. Его навык дипломатии приплюсовывается к вашему, образуя "государственный навык" (то-же и с другими советниками).
- Маршал - ведёт войска в бой, способен сдерживать революционные риски, форсировать изучение военных технологий, увеличивать количество рекрутов с провинции.
- Управленец - способен увеличить доходы с провинции и уменьшить время строительства.
- Тайный советник - ваш личный серый кардинал. Может сообщить о готовящемся заговоре, развернуть агентурную сеть в тылу врага и красть технологии.
- Каппелан - ведёт проповедническую работу, способен ускорить обращение иноверных провинций в вашу религию.
Стоит заметить, что мы можем назначить на любую должность любого из наших вассалов. А иногда они и сами будут настойчиво этого требовать, ибо "я буду лучшим маршалом, чем тот гад. Назначь меня, или обижусь!". Но и игрок имеет возможность занять кресло в совете своего герцога/короля, если последний того пожелает.
"Законы" - законы в Crusader Kings II делятся на два типа - законы, влияющие на степень налогов и количество рекрутов, которых обязаны предоставить нам вассалы в случае войны ; и законы о наследовании. В случае с первыми игрок может принимать законы для каждого класса отдельно - законы на налоги с феодалов, церквей и городов - иными словами никто не запрещает вам сдирать с горожан три шкуры, опустив налоги с вассалов на минимум. Чем правее вы двигаетесь по линейке, тем больше доходов и хуже отношения с представителями разных классов. Отдельный интерес представляют "королевские законы" (доступные, как можно догадаться, только королям). Они позволяют увеличить авторитет правителя, но абсолютно точно поссорят вас с вашими вассалами. Церковные служащие налоги платят не вам, а Папе. Правда, у короля есть возможность принять закон, согласно которому доходы от церкви пойдут ему (можно пойти и дальше и создать "антипапу"), но Ватикан припомнит это вам...
Сложнее с законами наследования - в игре есть целый ряд законов о наследстве. Примите закон о первородстве и на трон сядет ваш старший сын (но кто знает, каким он вырастет? Да и феодалы могут не поддержать кандидатуру), но может быть лучше, чтобы после смерти всё делилось поровну между детьми? Пожалуйста, но вашим потомкам вновь придется собирать раздробленную страну. Нет идеального закона - играйте с тем, который будет удобен для вас...
"Технологии" - разделены на три группы (по восемь в каждой) - экономические, военные, культурные. Одна технология улучшит броню вашей пехоты, другая увеличит размер домена, а третья значительно ускорит процесс строительства. Помните, что уровень технологий различается не только между странами, но даже между провинциями. И если, к примеру, какое-то ноу-хау пришло в вашу столицу, то не значит, что модификаторы от него будут действовать по всему государству.
"Войска" - тут представлены сведения о ваших армиях (доступные в данный момент для призыва солдаты, общее их число) и армиях ваших вассалов. По праву сюзерена вы можете призвать вассалов. Но следует помнить, что при плохих отношениях они с легкостью забудут о своих клятвах. Нет личной армии, но есть много золота? Наемники к вашим услугам. Изредка будут появляться ивенты о появлении военных орденов, которые согласятся служить вам в борьбе инородцами. Модельки рекрутов будут нести на груди герб своей провинции
А вон и заветная синяя кнопочка "призвать".
Следует заметить - в Crusader Kings II нет тактического режима. Битвы тут вообще весьма специфичны - всё наше управление войском ограничивается простейшим набором - передвигать войска с фланга на фланг, назначать командиров (принять участие в битве может и ваш персонаж) и наблюдать за схематичным ходом сражения. Есть разные типы войск (тяжелая пехота, лучники, легкая кавалерия) - каждый тип войск более эффективно проявит себя в своей фазе сражения (да, и если битва начнется с перестрелки лучников, то закончится погоней за отступающими). Войска обладают уровнем морали, который падает в ходе битвы (стоит ему опуститься до нуля, и битва будет проиграна).
Атакующие получают штраф при высадках, и атаках через реки...
Интересней тут реализованы захваты провинций. Штурмуются они поэтапно - баронство за баронством. Даже крупный численный перевес не обеспечит уверенность в победе - из-за этого приходится годами осаждать замки и города (защитники не сдаются, пока уровень морали высок, а штурм порой чрезвычайно рискован). Нужно помнить, что гибель нашей армии будет означать поражение в войне, ибо пополняются людские ресурсы медленно, а вот в расход уходят, увы, очень быстро.
Войну нельзя объявить "просто так". Для этого нужны "казус белли" - поводы к войне. Есть множество способов получить их.
"Интриги" - в этом меню можно выбрать желание персонажа (хотите скопить 500 золотых ? А быть может смерти своему сюзерену ? Всё тут), принять решение о каком-либо событии (осенью, к примеру, можно поехать на охоту). Содержатся здесь и списки пленников, и информация о заговорах против нас...
Казнить, нельзя помиловать.
"Дипломатия" - игра эта в первую очередь о людях и их взаимоотношениях. В CKII очень важны отношения между персонажами. Колебаться уровень отношений может от -100 до +100. Влияет на него огромное количество очень разных факторов - одному не понравится ваша с ним грубость, другой припомнит династии казненного пару веков назад предка... Вассалы будут всячески стремиться уйти из под вашей опеки (особенно рьяно в моменты передачи власти). Угодить всем не удастся, помните об этом.
Дипломатические функции не менее разнообразны - мы можем заключать браки, помолвки, раздаривать и отбирать титулы, отправлять детей на обучение к иноземцам - список очень большой.
"Религия" - Понтифик и список наших епископов. Влияние Папы Римского на католическую Европу очень велико - у него можно попросить право на вторжение, купить индульгенцию, он может объявить о начале Крестового Похода, отлучить от церкви неугодных... С не-католиками проще - главой православной церкви является Вселенский Патриарх (вассал императора Византии), а мусульманами правят халифы.
"Характеры" - в последнем, восьмом меню собрана информация обо всех ваших вассалах - их характеристики, желания. Меню удобно, ибо позволяет быстро ориентироваться среди огромного количества персонажей.
"И что-же делать тут ?" - спросите вы. Цели для себя ставит сам игрок - хотите сохранить Византию ? Пройти весь путь от графа Бордо до короля Франции ? Никто не ограничивает вас. Плетите интриги, растите себе достойных наследников, ведите войны с неверными - игра дарит очень много возможностей для полета фантазии. Важным лишь является создание сильной династии (игра закончится, если ваш род прервется). И всё-таки играя в Crusader Kings II. замечаешь быстрый и неумолимый ход времени - люди рождаются, сражаются, гибнут в борьбе за власть, а мы лишь как будто бы наблюдаем за развитием истории со стороны.
Огромное количество различных мелочей - от множества ивентов и событий до отлично подобранных артов лишь усиливает эффект погружения в игру. Тут всегда что-то происходит, меняется...
Производительность неплоха - на моей средненькой машинке игра ни разу не зависала, не вылетала. Багов критических замечено не было. Патчи парадоксов (коих можно ожидать еще очень много) уже правят баги мелкие...
Подводя итог, я скажу - в лице Crusader Kings 2 мы получили хорошую, умную стратегию, которая способна буквально сжирать наше время. Так или иначе, игра может показаться очень сложной в освоении для новичков - это правда. Но подумайте - может быть корона Англии стоит того ?
Удачи вам, Короли-крестоносцы!
Купить Crusader Kings 2 |
|
Обсудить на форуме ЧАВО (FAQ), секреты и советы по прохождению Crusader Kings II (2) |
Комментарии
Elf78 , трудности перевода :) Сей корявый вариант автор оставляет на своей совести
RSS лента комментариев этой записи